You are viewing avmarkin

Previous Entry | Next Entry


Обязательный минимум по курсу «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» для студентов заочного отделения факультета телерадиожурналистики Гуманитарного университета

                                                                                                          I.      Список произведений для обязательного чтения

1.      Старшая Эдда. Прорицание вёльвы. Речи Высокого. Перебранка Локи. Песнь о Трюме. Речи Регина. Речи Фафнира. Речи Сигрдривы. Отрывок песни о Сигурде. Первая песнь о Гудрун. Краткая песнь о Сигурде. Вторая песнь о Гудрун. Третья песнь о Гудрун. Гренландская песнь об Атли.

2.      Песнь о Нибелунгах.

3.      Провансальская поэзия. Стихотворения Джауфре Рюделя, Маркабрюна, Бернарта де Вентадорна, Гираута де Борнейля, Арнаута Даниэля, Бертрана де Борна, Пейре Видаля, Гаваудана, Сорделя.

4.      Данте Алигьери. Новая жизнь.

5.      Данте Алигьери. Божественная комедия (Ад).

6.      Петрарка. Канцоньере.

7.      Дж. Боккаччо. Декамерон.

8.      Ф. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. Кн. 1 и 2.

9.      Шекспир. Укрощение строптивой.

10. Шекспир. Сон в летнюю ночь.

11. Шекспир. Венецианский купец.

12. Шекспир. Мера за меру.

13. Шекспир. Ричард III.

14. Шекспир. Ромео и Джульетта.

15. Шекспир. Гамлет.

16. Шекспир. Отелло.

17. Шекспир. Король Лир.

18. Шекспир. Буря. 

19. Сервантес. Дон Кихот.

 

                             II.      Общие вопросы в итоговой контрольной работе возможны по следующим разделам курса

1.      Своеобразие средневековой литературы. Роль античного наследия, христианской культурной традиции, фольклора и мифологии германских и кельтских народов в генезисе средневековой литературы.

2.      Средневековый героический эпос.

3.      Рыцарский эпос Высокого Средневековья.

4.      Средневековая куртуазная литература.

5.      Карнавальная культура средневековья и народная смеховая литература.

6.      Итальянская литература XIV века.

7.      Северное Возрождение.

8.      Возрождение во Франции.

9.      Возрождение в Испании.

10. Возрождение в Англии.

 

                                           III.      Тексты и авторы, по творчеству которых возможны общие вопросы в итоговой контрольной работе

1.      Старшая Эдда.

2.      Песнь о Роланде.

3.      Песнь о Нибелунгах.

4.      Кретьен де Труа.

5.      Вольфрам фон Эшенбах.

6.      Данте.

7.      Чосер.

8.      Вийон.

9.      Петрарка.

10. Боккаччо.

11. Эразм Роттердамский.

12. Франсуа Рабле.

13. Шекспир.

14. Сервантес.

15. Лопе де Вега.

 

                           IV.      Основные литературоведческие понятия и проблемы историко-литературного процесса, вопросы по которым могут быть включены в задание итоговой контрольной работы

1.      Своеобразие средневековой культуры и общий характер литературы Средневековья.

2.      Периодизация средневековой литературы.

3.      Героика «Старшей Эдды», специфика героического характера и героической судьбы.

4.      Мифологическое и историческое в песнях «Старшей Эдды».

5.      Фольклорное и литературное в рыцарском эпосе Высокого Средневековья.

6.      История и миф в рыцарском эпосе Высокого Средневековья.

7.      Куртуазная культура и куртуазная литература.

8.      Рыцарский роман.

9.      Поэзия трубадуров. «Темный» и «ясный» стиль. Куртуазная ситуация любви. Жанровый репертуар провансальской поэзии.

10. Карнавальная культура средневековья и народная смеховая литература.

11. Проблема Возрождения. Возрождение и средневековая культура. Ренессанс и Проторенессанс.

12. Проблема соотношения религиозного и светского, идеального и реального в литературе Ренессанса. Идея «великой цепи бытия».

13. Ренессансный синтез художественных традиций средневековой литературы.

14. Значение Флоренции для становления литературы Ренессанса.

15. Идеи ренессансного гуманизма.

16. Возрождение как «возрождение античности».

17. Понятие о Реформации.

18. Роман Рабле и карнавальная культура.

19. Роман Рабле и идеи гуманизма.

20. Плутовской роман.

21. Периодизация творчества Шекспира.

22. Жанры шекспировской драматургии.

23. «Магистральный сюжет» шекспировской драмы.

24. Типология героев шекспировской драмы.

25. Проблема «трагического гуманизма».

 

 

                                                                                                                                                       V.      Основная литература.

Учебники, библиографические издания, работы общего характера

История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение: Учеб./ М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. М., 1978 (и др. издания).

Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. М., 2001.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1984. Т. 2.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1985. Т. 3.

Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.

Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа. Америка. Австралия: Лит.-биогр. справочник СПБ.; М., 1997.

Санктис Ф. де. История итальянской литературы: В 2 т. М., 1963. Т. 1. С. 131 — 535. Т. 2. С. 5 — 420.

 

Исследования

 

Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988.

Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. С. 23 — 210, 182 — 237; 265 — 361.

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995. С. 45 — 208.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965 или 1992.

Берковский Н.Я. «Отелло», трагедия Шекспира // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.; Л., 1962.

Берковский Н.Я. «Ромео и Джульетта», трагедия Шекспира // Берковский Н.Я. Литература и театр. М., 1969.

Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1985.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. (Гл. VIII. Трагедия о Гамлете, принце Датском.)

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Гуревич А. Я. Эдда и сага. М., 1979.

Гуревич. А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

Елина Н. Г. Данте М., 1965.

Комарова В.П. Творчество Шекспира. СПБ., 2001.

Косиков Г. К. Франсуа Вийон // Франсуа Вийон. Стихи. М., 1984, с. 5 — 41.

Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. С. 213 — 237.

Мелетинский Е. М. Классическая новелла эпохи Возрождения // Мелетинский Е М Историческая поэтика новеллы. М., 1990. С. 75 — 135.

Мельникова Е. А. Меч и лира. М., 1987.

Михайлов А. Д. История легенды о Тристане и Изольде // Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976, с. 623 — 697.

Михайлов А. Д. Старофранцузская городская повесть «фаблио» и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.

Михайлов А. Д. Французский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976.

Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте» // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 113 — 151.

Парандовский Я. Петрарка // Парандовский Я. Олимпийский диск. М., 1979. С. 231 — 383.

Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989. (Вийон, комедии Шекспира, образ Фальстафа.)

Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971. 

Светланова О. А. «Дон Кихот» Сервантеса. Проблемы поэтики. СПб., 1996.

Стеблин-Каменский М И. Древнескандинавская литература. М., 1979.

Теория литературы: Учеб. пособие: В 2-х т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 2. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2004. (Материал по Шекспиру, Сервантесу, Боккаччо, Рабле.)

Хлодовский Р. И. Декамерон. Поэтика и стиль. М., 1982.

Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.

 


Profile

avmarkin
avmarkin

Latest Month

September 2012
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow